300 лет с начала создания Иконостаса Петропавловского собора
21 марта 1722 года (по старому стилю) архитектор Доминико Трезини писал секретарю Петра I Макарову: «Также посылаю ныне до вашего превосходительства меру где быть иконостасу в святой церкви Петра и Павла». Через две недели, 7 (18) апреля 1722 года, Петр I «словесно повелел» московскому мастеру Ивану Петровичу Зарудному приступить к созданию иконостаса строящегося Петропавловского собора.
Золоченый резной иконостас Петропавловского собора был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля под руководством зодчего Ивана Зарудного. Композиция иконостаса ориентирована на западноевропейские барочные образцы и отличается от традиционных алтарных преград русских церквей 16-17 веков. Центральная его часть решена в виде величественной триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены сорок три иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге русскими художниками-иконописцами А. Меркурьевым (Поспеловым) и Ф. Артемьевым (Протопоповым). В композиции и символике иконостаса, в тематике икон развиваются темы торжества российской государственности и прославления деяний Петра I, воскресившего «из мертвых Россию».
Деревянный иконостас Петропавловского собора сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой.