Историко-архитектурный очерк
Идея создания придворных конюшен в Петербурге принадлежит Петру I. Во время заграничных поездок в 1717-1719 годах он увидел подобное строение во Франции при Королевском дворце, построенное в 1680 году по проекту архитектора А. Мансара для размещения лошадей и карет.
В 1719 году Петр I поручил проектирование и строительство конюшен в Петербурге архитектору Н.Ф. Гербелю (1688-1724). Место для Конюшенного двора было выбрано за границей города, на левом берегу реки Мойки. Строение на берегу реки определялось необходимостью в большом количестве проточной воды. Первое здание Конюшенного двора было построено в стиле петровского барокко и завершилось в 1734 году при участии архитектора М.Г. Земцова (1686-1743).
Сохранилось описание Конюшенного двора, составленное шведским ученым К.Р. Берком, жившим в Петербурге в 1735-1736 гг.: «Они (конюшни) расположены на реке Мойке (рукаве Невы), по изгибу которой выстроены, образуя шестиугольник. В нижнем этаже находятся в отдельных стойлах верховые и каретные лошади (их несколько больше трехсот), каретные сараи и мастерские для принадлежащих конюшням ремесленников. В верхнем – помещения для седел, упряжки и прочего потребления экипажей.» .
Во второй половине 18 века по указанию императрицы Елизаветы Петровны был разработан проект реконструкции Конюшенного двора. Его составил архитектор Антонио Ринальди (1709-1794). В проекте предусматривалось возведение манежа и новых корпусов. Проект не осуществлен.
В 1817-1823 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848) проводилась перестройка Конюшенного двора с сохранением главных объемов и стен. Именно это здание сохранилось до настоящего времени. Главный фасад двора обращен в сторону Конюшенной площади. По центру расположена церковь Спаса Нерукотворного. В новом здании были применены технические новшества: чугунные колонны и перекрытия, подача воды паровой машиной. В водопойных залах были установлены гранитные чаши знаменитого каменотеса Самсона Суханова. Вдоль Екатерининского канала был размещен манеж. В боковых павильонах производился осмотр лошадей.
Императорские конюшни славились породистыми скакунами. Именно здесь выбирал лошадей для работы с натуры Этьен Фальконе при создании «Медного всадника», а также П.К. Клодт при работе над скульптурами для Аничкова моста.
В 1837 году, 1 февраля в церкви двора происходило отпевание А.С. Пушкина.
В 1844 году во всех зданиях Конюшенного двора провели водопровод. В 1848-1850-х гг. со стороны Екатерининского канала по проекту архитектора А.К. Буржуа был надстроен третий этаж. В начале 1860-х гг. производились незначительные перестройки по проекту архитектора Г.Ф. Гросса.
С 1898 по 1903 гг. здесь служил и жил барон Маннергейм. В 1917 году в здании Конюшенного двора была расквартирована 4-ая рота Павловского полка. С 1923 года – находился отряд Конной милиции. В 1946 – в здании размещался гараж Управления Министерства внутренних дел. До 2001 года в здании располагались различные учреждения.
Последние реставрационные работы проходили в 1948-1951 гг. под руководством Н.П. Никитина (1884-1971).
В 1991 году храм Спаса Нерукотворного Образа был передан верующим.
В феврале 2017 года Конюшенное ведомство передано Государственному музею истории Санкт-Петербурга.